Деятельность ИКВО в области качества

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Институт качества высшего образования (ИКВО) на протяжении 25 лет занимается исследованиями в области проблем качества высшего образования в России.

СЕЛЕЗНЁВА НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА

Дата рождения - 1946 г.
Кандидат технических наук -1981 г.,
Доктор технических наук - 1992 г.,
Профессор -1993 г.
Действительный член Международной академии информатизации,
Действительный член Петровской академии наук и искусств,
Директор Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов 1986-2010гг.,
Директор Института качества высшего образования НИТУ МИСиС 2010-2011гг.

Ведет активную работу в области методологии проблем качества высшего образования, управления качеством высшего образования и социально-педагогического проектирования.


 

Современное состояние проблемы качества образования отражает усиливающееся противоречие между, с одной стороны, возрастающими требованиями общества к нравственности и интеллекту человека, его способности к проектированию, прогнози­рованию и будущетворению и, с другой стороны, фактическим уровнем, образования и развития выпускников образовательных учреждений. Но фактический уровень часто оказывается ниже современных требований, что усиливает тенденции роста общей и функциональной неграмотности населения, опасность духовного и интеллектуального обнищания общества.

В этих условиях принципиальное значение приобретает поиск новых подходов к повышению эффективности организации и управления образовательными системами, особенно высшим образованием (как «локомотива» всей системы непрерывного образования) с ориентацией на его качественные аспекты и на этой основе осуществление системных реформ образования в России.

Большое значение в этой связи имеет изучение позитивного зарубежного опыта, лучшей практики модернизации высшей школы и совершенствования управления качеством, в частности, в европейских странах, в которых (в соответствии с документами Болонского процесса) обеспечение качества представляет собой всеобъемлющее понятие, относящееся к перманентному процессу оценивания, мониторинга, гарантирования, поддержания и улучшения качества системы высшего образования, учебного заведения или программы.

Качество образования в России в настоящее время выходят на одно из важнейших мест в системе экономического и социально–политического развития нашей страны. Именно качественные показатели образования в перспективе XXI в. в российских условиях потребуют особого внимания, так как качество образования с каждым годом во все большей мере выступает важнейшим системообразующим и движущим фактором в социальном развитии и становлении общества.

Широкий спектр системообразующих, теоретико-методологических и экспериментальных исследований в области качества высшего образования выполняемых ИКВО позволил сформировать системный подход к управлению качеством современной отечественной образовательной системы


Системное определение качества высшего образования охватывает следующие основные аспекты:

 

Система качества образования в ВУЗе как объект комплексной оценки и анализа

В настоящее время актуализируются вопросы формирования систем обеспечения качества высшего образования, ориентированных на международные стандарты серии ИСО и TQM и другие, направленные, так или иначе, на улучшение качественных аспектов деятельности образовательных систем и учреждений.

Общей проблемой,  в этой связи,  является неудовлетворенность государственных, государственно-общественных органов управления образованием, широких кругов общественности, представителей мира труда качеством высшего образования. Это, естественно, стимулирует поиск более эффективных подходов к управлению качеством образования, сопряженных с международными тенденциями в этой области и международными показателями и критериями качества высшего образования. Создание адекватных систем управления качеством высшего образования влечет за собой изменение требований к содержанию и технологиям оценочной деятельности. В своих исследованиях Институт качества сделал попытку разработать один из возможных подходов, в том числе с целью привлечения дополнительного внимания, к обозначенной проблеме и будущим изменениям в содержании и организации оценочной деятельности в системе высшего образования Российской Федерации.

Основной замысел состоит в том, чтобы содействовать подготовке перехода от существующих сегодня подходов к оценке деятельности вузов с позиций качества к более комплексному и системному уровню такой оценки. Как известно, сложившаяся в последнее десятилетие в российской высшей школе система оценки характеризуется рядом слабых сторон. К ним, очевидно, можно отнести такую, как «размытая» (слабая) ориентация на качественные критерии в деятельности вузов и прежде всего – на конечные результаты этой деятельности, связанные с качеством высшего образования, то есть подготовкой выпускников. Используемые модели оценки опираются на множество дифференцированных характеристик и параметров деятельности вузов, не «отранжированных» по их значимости с точки зрения их преимущественной направленности на качество высшего образования. Количество используемых показателей, процедур и технологий оценки не сбалансировано с ресурсами оценочной деятельности (временными, профессионально-квалификационными, финансовыми и др.). Это делает последнюю весьма трудоемкой и высокозатратной при невысокой ее эффективности. В действующей системе недостаточно скоординированы технологии внешней оценки и самооценки. Они часто являются дублирующими друг друга, вместо того, чтобы быть взаимно комплементарными. При этом нельзя не отметить, что десятилетний опыт государственной аттестации и аккредитации вузов в Российской Федерации несомненно подготовил условия для перехода к более совершенным моделям оценки и управления качеством высшего образования.

Предполагается, что излагаемый подход, позволит, с одной стороны, усилить позитивные особенности обретенного оценочного опыта и, с другой, – преодолеть с позиций сегодняшних возможностей его отдельные негативные черты.

Публикуемый авторский подход предусматривает:
а) трансформирование самого объекта оценки, состоящее в переходе от совокупности объектов оценки к единому объекту оценки в виде системы качества образования (системы управления качеством). Что это дает? Если в практикуемом подходе оценка отдельных аспектов деятельности позволяет решать локальные задачи повышения эффективности работы вузов, то переход к системе управления качеством как объекту оценки дает возможность оценивать сбалансированность всех компонентов и аспектов деятельности высшего учебного заведения в их общей ориентации на обеспечение и непрерывное совершенствование этого качества;

б) переход от совокупности разрозненных критериев качества по отдельным аспектам деятельности к общему критерию качества деятельности вузов с «подчинением» всей их совокупности общему критерию;

в) замену множества разнонаправленных слабо систематизированных нецелесоотнесенных характеристик и параметров на комплексные системообразующие показатели, отображающие состояние и динамику изменений систем качества (систем управления качеством) в целом. В самом деле, сейчас каждый из аспектов деятельности (обучение, воспитание, исследования и т.д.) характеризуется некоторыми параметрами. Их много, они не «выстроены по рангам». Состав их – излишне дифференцирован, перегружен. В нем наблюдается смешение характеристик по их воздействию на качество. Часто в перечень «неотъемлемых» показателей попадают те, по которым проще всего получить информацию.

Однако, предлагаемый к обсуждению подход никоим образом не отвергает сложившуюся совокупность характеристик и показателей по отдельным аспектам деятельности вузов. Но постулирует двухуровневую систему оценки: на первом ее уровне остаются в основном применяемые модели, показатели и характеристики (более системно организованные и целесообразные). На втором, более высоком уровне, вводятся комплексные модели, критерии и показатели оценки состояния и динамики изменений в системе управления качеством высшего образования. Но именно ввод комплексных показателей позволяет «отранжировать» по значимости показатели первого уровня;

г) акцентирование нового объекта оценки и связанных с ним характеристик и критериев сопровождается уменьшением числа показателей, снижением трудоемкости и ресурсоемкости оценки за счет, в том числе и сокращения времени на оценку дифференцированных и интегрированных показателей. Разумеется, подобный подход востребует более высокую квалификацию экспертов по оценке, их специальную подготовку к выполнению оценочных процедур, касающихся как внешней оценки, так и самооценки.

Таким образом, основная идея подхода состоит в замене многопараметрической дифференцированной модели объекта оценки на двухуровневую модель, которая до известной степени способна гармонизировать существующую систему критериев, показателей и характеристик и содействовать усилению направленности оценочной деятельности на обеспечение и улучшение качества.

1. Общая концептуальная модель системы качества высшего образования (как системы дуального управления качеством высшего образования) и связанные с ней существенные характеристики;

2. Макрокритериальная модель системы качества образования в вузе как объект комплексной оценки и анализа.

Базовая терминология. Представляется, что в наших многочисленных дискуссиях и публикациях, как впрочем, и основных общефедеральных законодательно-нормативных актах, проявляется досадный дефицит терминологической культуры. А между тем – это исходная точка любого консенсуса (или результат такового). Например, в активный обиход с 1992 г. введен термин «требования». Тем не менее, ни в одном концептуально-методологическом исследовании нет его толкования. Не больше повезло и ключевому понятию – «качество образования». В обоих законах, относящихся к образованию, оно употребляется в обыденном смысле, без попытки раскрыть эту основополагающую категорию в ее многопараметрической и многосубъектной семантике. В пособии «Разработка стандартов в профессиональном образовании и обучении – описание, опыт, примеры», выпущенном Европейским фондом образования в июле 1999 г., справедливо отмечается, что «… появляются первые понятия и термины, а старым устоявшимся терминам дается новое толкование. За последние несколько лет это привело к возникновению разнообразия терминов (если не путаница в них) даже на национальном уровне. Это многообразие терминов становится еще более заметным при международном диалоге и сравнительном анализе, что препятствует взаимному пониманию экспертов». «Опыт показал, что полностью снять все случаи двусмысленности невозможно, но ситуацию все же можно улучшить».

Основные проблемы обеспечения качества ВО в ВУЗах России: общая характиристика

Основными источниками (причинами) проблем в обеспечении качества высшего образования (качества подготовки специалистов) в вузах Российской Федерации является следующие:
  • систематическое недофинансирование российской системы высшего образования;
  • значительное возрастание неопределенности состояния и динамики изменений социальной и экономической среды российского общества (поиск новых целевых ориентиров и моделей развития), экономические и рыночные сбои;
  • отставание российской высшей школы от ряда мировых и общеевропейских тенденций в развитии высшего образования и совершенствовании его качества;
  • неадекватность сложившихся механизмов развития и обновления высшего образования новым социально-экономическим условиям функционирования российской высшей школы;
  • слабая обновляемость и интенсивное старение профессорско-преподавательского состава российской высшей школы;
  • сокращение объемов научно-исследовательских работ в вузах и снижение научно-исследовательского потенциала вузовских коллективов.

Рекомендации по основным направлениям совершенствования систем обеспечения качества высшего образования (качества подготовки специалистов) в вузах:
  • усилить законодательно-нормативную ориентацию вузов на решение проблем обеспечения качества подготовки специалистов (в т.ч. через новые редакции вузовских уставов и др.);
  • осуществить переход к формированию постоянно действующего механизма развития государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) (на всех уровнях организации управления высшим образованием), включая учет требований сферы и рынка труда;
  • усилить контроль за обновлением содержания ВПО в вузах РФ;
  • поддержать реализацию проекта создания примерных фондов оценочных средств и технологий по всем направлениям и специальностям высшей школы для итоговой аттестации студентов вузов;
  • организовать поэтапное развертывание постоянно-действующего системного мониторинга качества высшего образования (охватывающего все уровни управления: федеральный – региональный – вузовский);
  • предложить Минобразованию России реализацию государственной программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и обновление профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов;
  • при проведении эксперимента по единому государственному экзамену предусмотреть создание многоуровневых оценочных средств, учитывающих весь спектр основных требований, предъявляемых к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учебных заведений и абитуриентов вузов разного профиля;
  • предусмотреть меры, стимулирующие вузы к снижению аудиторной лекционной нагрузки преподавателей и студентов и увеличению времени на самостоятельную работу студентов под руководством преподавателей;
  • организовать массовое повышение квалификации ППС вузов в области системного проектирования образовательного процесса в соответствии с требованиями ГОС ВПО к качеству подготовки специалистов;
  • организовать массовое повышение квалификации управленческого персонала вузов в области современных систем качества в высшем образовании
Основные направления научных исследований по проблемам качества высшего образования

Проблемы качества высшего образования требуют постоянного внимания исследователей и реформаторов.

Приведенные в таблице основные направления научных исследований в области проблем качества высшего образования дают представление о совокупности актуальных теоретико-методологических, научно-методических и экспериментальных исследований, выполняемых в российской высшей школе.

Основные направления научных исследований в области проблем качества высшего образования


 

Теоретико-методологические

исследования

Научно-методические

исследования

(включая технологии
социально-педагогического
проектирования
и моделирования)

 

Экспериментальные

исследования

1

2

3

Системное исследование ка­чества высшего образования (включая понятийный аппа­рат и структурно-парамет­рическое моделирование ка­чества высшего образова­ния).

Мировые и отечественные тенденции в развитии выс­шего образования и новые требования к качеству подго­товки специалистов

Научно-методическое обеспече­ние системных исследований тенденций в развитии высшего образования и новых требований к качеству подготовки специалистов;

·        Методическое обеспечение по­строения структурно-параметри­ческих моделей качества подго­товки специалистов с высшим об­разованием

Примеры конкрет­ного анализа миро­вых и отечествен­ных тенденций в развитии высшего образования и выте­кающих новых тре­бований к качеству подготовки специалистов

 

Социально-педагоги­ческое нормирование качества высшего образования

Социально-педагоги­ческое проектирование образова­тельных стандартов как стан­дартов качества подготовки специалистов

Научно-методическое обеспече­ние проектирования и обновления квалификационно-образова­тельных характеристик и образова­тельных стандартов

Примеры новых квалификационно-образова­тельных характеристик (требований) и образовательных стандартов и их эксперименталь­ное применение в высшем образовании

Оценка и анализ качества высшего образования.

Критерии и показатели качества высшего образования.

Модели оценки и мониторингов качества высшего образования

Научно-методическое обеспече­ние проектирования оценочных средств и технологии для аттестации выпускников и студентов ву­зов;

Научно-методическое обеспечение мониторинговых исследований качества высшего образо­вания на разных уровнях управления: федераль­ном, региональном, Учебно-методических объединений вузов (УМО), отдельных вузов

Примеры фондов оценочных средств и технологий для аттестации выпуск­ников вузов (по отдельным специальностям высшего образования) и их экспериментальное применение:

Примеры ежегодных аналитических докладов по качеству высшего образования (на уровнях: вузов, УМО, РФ)

Моделирование систем ду­ального управления качест­вом высшего образования (систем качества высшего образования)

Нормативно-методическое обеспечение реализации современных моделей систем управления каче­ством высшего образова­ния в вузах

 

Примеры проектов систем управления качеством высшего образования по от­дельным специальностям и их экспериментальное использование в вузах

Комплексная автоматизация функционирования и проекти­рования систем дуального управления качеством выс­шего образования

Научно-методическое обеспечение проектиро­вания информационно-компьютерных техноло­гий для реализации ос­новных элементов систем управления качеством высшего образования в вузах

 

Примеры информационно-ком­пьютерных техно­логий для реализации элементов систем дуального управления качеством высшего образования на уровнях: вузов, УМО вузов, РФ

Рекомендуемая литература:

1.    Байденко В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования/Монография. – Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. – 440 с.

2.  Байденко В.И., Дж. ван Зантворт Методология развития образова­тельных стандартов и учебных пла­нов. Доклад 1, февраль 2001. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 56 с.

3.  Байденко В.И., Дж. ван Зантворт, Бианка Енеке. Формирование социального диалога и партнерских связей образования, органов управления и саморазвития, профессиональных объединений и предприятий. Доклад 4, апрель 2001. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. —120 с.

4.   Байденко В.И., Дж. ван Зантворт. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса (подход, ориентиро­ванный на цели) Доклад 2, февраль 2001. Издание второе стереотипное. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 79 с. специалистов, 2001. — 73 с.

5.  Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория качества подготовки специалистов образования/Монография. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. – 104 с.

6.  Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход/Под науч. ред. Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. – 199 с.

7.     Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра/ Монография/Под общей ред. д-ра пед наук, В.И. Байденко и д-ра техн. наук, Н.А. Селезневой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. – 206 с.

8.  Оценка качества профессиональ­ного образования. Доклад 5, май 2001 / Под общей редакцией В.И. Байденко, Дж. ван Зантворта. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. —  186 с.

9.   Селезнева Н.А. Автоматизация проектирования систем управления качеством высшего образования/Дисс. на соиск. уч. степени д-ра техн. наук. – Воронеж, 1999.

10.  Субетто А.И. Введение в квалитологию высшей школы. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1991. – кн. 1 – 96 с., кн. 2-я – 122 с., кн. 3-я 171 с. кн. 4-я 163 с.

11.  Субетто А.И. Квалитология образования (основания и синтез). СПб., Москва.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – 220 с.

12.  Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем. Ч. I, II. В 2-х книгах. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. – кн. 1. – 284 с., кн. 2-я – 321 с.

13.  Татур Ю.Г. Образовательная система России. Высшая школа/Монография. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 278 с.

14. Финансирование профессионального образования. Доклад 3, март 2001 / Под общей редакцией В.И. Байденко, Дж. ван Зантворта — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. —  170 с.

15.  Разработка стандартов в профессиональном образовании и обучении – описание, опыт, примеры. Пособие. Европейский фонд образования, 1999.

16. Рекомендации «Самооценка деятельности организации на соответствие критериям премий Правительства Российской Федерации в области качества». – М.: Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации Госстандарта России, 1999. – 53 с.

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru