Кафедра ЮНЕСКО по сравнительным исследованиям качества высшего образования

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

UNESCO Chair "Comparative Studies in Higher Education Quality"

Год основания кафедры – 2014 год (Кафедра находится в процессе создания).

Презентация кафедры

Проблема качества принадлежит к числу основных задач, стоящих перед высшим образованием в современном мире. Проблема качества высшего образования представляет собой совокупность проблем, в том числе качество персонала и программ, качество подготовки студентов, качество инфраструктуры и учебной среды и др. (Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. – Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1995, с. 7) .

В настоящее время в России активно работают около 50 кафедр ЮНЕСКО, занимающихся исследованием и практической разработкой целого ряда актуальных научных и прикладных направлений, широкий спектр тематик которых, однако, не включает в себя непосредственную разработку вопросов качества высшего образования, которые приобретают все большую актуальность по мере проведения структурной реформы высшей школы Европы в рамках Болонского процесса и построения Европейского пространства высшего образования. Кафедрой, способной на основе накопленного опыта научно-исследовательской и практической работы взять на себя разработку нескольких научных и прикладных направлений в области сравнительных исследований качества высшего образования, обеспечения, управления и оценки качества высшего образования, будет кафедра сравнительных исследований качества высшего образования, предполагаемая как структурное подразделение Института качества высшего образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».

Постановка вопроса о выборе Института качества высшего образования НИТУ «МИСиС» (ИКВО) как научной и материально-технической базы для организации кафедры сравнительных исследований качества высшего образования обусловлена значительным опытом, накопленном сотрудниками ИКВО НИТУ «МИСиС» – правопреемника Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МИСиС (ИЦ), (1986-2011), в котором, начиная с 1986 г., непрерывно проводились и сегодня проводятся исследования широкого круга проблем качества высшего образования. Важнейшими направлениями деятельности ИЦ–ИКВО в сфере качества высшего образования стали следующие:

  • методологические и системные основы качества образования;
  • квалиметрия в образовании;
  • нормирование качества высшего образования,
  • методологические и технологические основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов, проектирования компетентностно-ориентированных образовательных программ высшего образования;
  • оценка качества высшего образования, педагогические измерения;
  • управление качеством и обеспечение качества высшего образования на институциональном (вузовском) уровне;
  • новые педагогические технологии активного обучения;
  • управление воспитательной работой в высшем учебном заведении;
  • анализ международного опыта, а также опыта отдельных зарубежных стран в области качества высшего образования, в т.ч. в рамках Болонского процесса;
  • сравнительные исследования отдельных аспектов качества высшего образования России и ряда зарубежных стран (Германия, Австрия, Франция, США);
  • повышение конкурентоспособности современного вуза в контексте болонских реформ;
  • формирование и развитие человеческого капитала как основы успешной всесторонней деятельности высшего учебного заведения;
  • социально-экономическая эффективность вуза, методика и механизмы её повышения в современных условиях;
  • человеческие ресурсы в системе высшего образования (профессорско-преподавательский состав, научно-педагогические работники, студенты, аспиранты, докторанты, а также актуальные вопросы академической мобильности).


В своей деятельности ИКВО НИТУ «МИСиС» опирается на 25-летний опыт активного взаимодействия с высшими учебными заведениями Российской Федерации – прежде всего с базовыми вузами учебно-методических объединений (УМО) и Координационным советом УМО и НМС высшей школы.

Преимущества Кафедры

  • Кафедра сравнительных исследований качества высшего образования на базе ИКВО НИТУ «МИСиС» даст возможность университету:
  • позиционировать МИСиСа в списке вузов России, имеющих кафедры ЮНЕСКО (сейчас их чуть больше 50)
  • публикаций в международных изданиях
  • способствовать проведению фундаментальных и прикладных исследований мирового уровня, представлять их результаты
  • разрабатывать программы повышения квалификации по результатам сравнительных исследований качества высшего образования.


Кафедра сравнительных исследований качества высшего образования на базе ИКВО НИТУ «МИСиС» обеспечит университету НИТУ «МИСиС»:

  • представленность на международном рынке технологий и научных исследований;
  • конкурентоспособность и привлекательность вуза;
  • место вуза в международных и российских рейтингах;
  • социально-экономическую эффективность вуза;
  • возможность публикации в международных изданиях;
  • возможность международного сотрудничества;
  • имидж на международной арене
  • степень интернационализации МИСиСа
  • на основе анализа международного опыта в области качества высшего образования применять лучшие зарубежные практики;
  • развивать сотрудничество и осуществлять обмен опытом с кафедрами ЮНЕСКО как в России, так и в зарубежных странах;
  • повысить уровень научных исследований в области качества высшего образования;

 

Основные направления деятельности кафедры ЮНЕСКО ИКВО:
Деятельность кафедры ЮНЕСКО по сравнительным исследованиям высшего образования направлена на исследования широкого круга проблем, связанных с проблемами качества высшего образования. Важнейшими направлениями деятельности кафедры в области качества высшего образования являются следующие:
  • методологические и системологические основы качества образования;
  • квалиметрия в образовании;
  • нормирование качества высшего образования,
  • методологические и технологические основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов, проектирования компетентностно-ориентированных образовательных программ высшего образования;
  • оценка качества высшего образования, педагогические измерения;
  • управление качеством и обеспечение качества высшего образования на институциональном( вузовском) уровне;
  • новые педагогические технологии активного обучения;
  • управление воспитательной работой в высшем учебном заведении;
  • анализ международного опыта, а также опыта отдельных зарубежных стран в области качества высшего образования, в т.ч. в рамках Болонского процесса;
  • сравнительные исследования отдельных аспектов  качества высшего образования России и ряда зарубежных стран (Германия, Австрия, Франция, США);
  • человеческие ресурсы системы высшего образования (профессорско-преподавательский состав, студенчество, аспиранты, докторанты, в т.ч. их территориальная мобильность);
  • интернационализация высшего образования, международная студенческая мобильность, привлекательность стран (университетов) для иностранных студентов, тенденции в изменении привлекательности стран, отдельных отраслевых групп вузов для иностранных студентов.
    • исследование проблем качества высшего образования в кооперации с зарубежными партнерами;
    • разработка рекомендаций по совершенствованию качества высшего образования;
    • разработка программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава российских вузов, посвященных результатам сравнительных исследований обеспечения качества в российских и зарубежных вузах;
    • организация конференций и семинаров по проблемам качества высшего образования;
    • участие в международных и национальных форумах по вопросам развития высшего образования.

В работе кафедры ЮНЕСКО по сравнительным исследованиям качества высшего образования предполагается использовать опыт сотрудничества со странами СНГ, продолжить исследования международных аспектов, в частности, Болонского процесса.

ИКВО в течение свыше 25 лет ведёт широкие компаративные исследования систем высшего образования ведущих зарубежных стран. Последние 15 лет эти исследования в большей степени связаны с мониторингом Болонского процесса. В этом аспекте ИКВО опубликованы ряд монографий и аналитических материалов.

С 2001 г. на базе ИКВО действует международная  группа по сравнительным исследованиям систем и образовательных стандартов высшего образования государств – участников СНГ, включающая более 30 участников из семи стран СНГ. Эта деятельность явилась основанием присвоения  НИТУ «МИСиС» статуса Базовой организации государств-участников СНГ по вопросам стандартизации в образовании (решение Совета  глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 г.). Основными направлениями сравнительных исследований в рамках стран СНГ являются различные аспекты стандартизации в образовании:
  • законы об образовании стран СНГ, нормативно-законодательные документы в области образования, их терминологический аппарат, термины и их определения;
  • частотные словари законов об образовании стран СНГ, словари согласованных терминов и определений в области образования, в т.ч. высшего,  государств – участников СНГ;
  • системы и образовательные стандарты высшего образования; уровни, виды дипломов (документов),   модельный образовательный стандарт.  Разработанный участниками международной группы по сравнительным исследованиям систем и образовательных стандартов высшего образования стран СНГ модельный образовательный стандарт был принят Конференцией министров образования государств-участников СНГ в 2005.

 

План работы кафедры ЮНЕСКО НИТУ МИСиС по сравнительным исследованиям качества высшего образования на 2014-2015г.:

 

Мероприятия

Сроки

Результаты

Исполнители

  1. 1.      Научные исследования

1.1. Сравнительные исследования систем и образовательных стандартов высшего образования, вопросов стандартизации, исследования качества образования,  координация формирования систем качества в университетах стран-участниц СНГ и стран Европы.

в течение

2014-2015  год

Аналитические доклады

Публикация  материалов

Кафедра Юнеско ИКВО,

университеты-партнеры стран-участниц СНГ и дальнего зарубежья

1.2. Проведение исследований мобильности студентов по отдельным странам: Россия, Германия, США, Франция

в течение

2014-2015  год

Аналитические доклады

Публикация  материалов

Кафедра Юнеско ИКВО,

университеты-партнеры стран-участниц СНГ и дальнего зарубежья

1.3. Подготовка и публикация материалов исследований, докладов, тезисов

В течение

2014-2015  год

Монографии, методические материалы, сборники

Кафедра Юнеско ИКВО

  1. 2.      Повышение квалификации

2.1. Разработка, модернизация рабочих учебных программ  повышения квалификации на основе исследований и материалов профессионально-общественных мероприятий в области качества образования

В течение

2014-2015  год

Рабочие учебные программы  повышения квалификации

 

2.2. Организация и проведение (участие) семинаров, круглых столов, мастер-классов (организация и участие).

В течение

2014-2015  год

 

 

  1. 3.       Лучшие практики в управлении и оценке (самооценке) качества высшего образования

3.1. Международные конференции

Конференции и форумы университетов стран-участников СНГ (организация и участие)

В течение

2014-2015  год

 

 

3.2. Участие в Международной конференции ИИТО-2014 «Новые вызовы для педагогики и качества образования: массовые открытые онлайн курсы, облачные сервисы, мобильные технологии» (Москва)

В течение

2014-2015  год

Доклады, тезисы, аналитические материалы для обновления программ повышения квалификации

Кафедра Юнеско ИКВО

3.3. Участие в ежегодных Ковалевских чтениях (Санкт_Петербургский государственный  Университет, ф-т социологии)

В течение

2014-2015  год

Доклады, тезисы, аналитические материалы для  обновления программ повышения квалификации

 

Кафедра Юнеско ИКВО

 

 

Долгосрочные планы кафедры ЮНЕСКО ИКВО.

Вид деятельности

Сроки

Ожидаемые результаты

Исследование проблем качества высшего образования

2014-2016 гг.

Аналитические научные работы, статьи, монографии.

Разработка рекомендаций по совершенствованию качества высшего образования

2016 г.

Рекомендации по вопросам качества высшего образования

Разработка программ повышения квалификации

2015 г.

Программы повышения квалификации

Организация конференций и семинаров по проблемам качества высшего образования

2014-2016 гг.

Материалы конференций.

Участие в международных и национальных форумах по вопросам развития высшего образования

2014-2016 гг.

Доклады и выступления.

Установление международных связей и сотрудничества с зарубежными вузами и организациями.

2014-2016 гг.

Совместные работы, расширение круга партнеров.

Подготовка и издание переводов нормативных международных документов, в т.ч.  Болонского процесса

2014-2016 гг

Переводы документов


Партнеры кафедры ЮНЕСКО ИКВО:
  • Республиканский институт высшей школы (кафедра проектирования образовательных систем), Беларусь, Минск;
  • Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, г. Минск;
  • Кыргызская академия образования, Кыргызстан, Бишкек;
  • Академия образования Таджикистана, Душанбе;
  • Независимое агентство по оценке качества высшего образования Казахстана, Остана;
  • Координационный совет УМО РФ, Москва;
  • Министерство образования и науки РФ, Москва;
  • «МАТИ»- Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского, кафедра социологии и управления персоналом;
  • Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина,  кафедра экономики;
  • Министерство образования и науки Республики Армения, Ереван.
  • Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС СНГ)

Кафедры ЮНЕСКО в России, с которыми планируется партнерство ИКВО:
  1. Кафедра ЮНЕСКО «Сравнительной образовательной политики» РУДН
  2. Кафедра ЮНЕСКО «Психология и педагогика высшего образования» Московский институт государственного управления и права
  3. Кафедра ЮНЕСКО с декабря 2011 г. - «Образование в поликультурном обществе» РГПУ им. А.И. Герцена
  4. Кафедра ЮНЕСКО «Инженерное дистанционное образование» Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП)
  5. Кафедра ЮНЕСКО "По управлению и стратегическому планированию университетом" Уральский федеральный университет
  6. Международная кафедра-сеть ЮНЕСКО "Техническое и профессиональное образование и подготовка кадров (TVET)" Международный центр обучающих систем (МЦОС)
 
Предполагается установление связей и развитие информационного и методологического сотрудничества с кафедрами ЮНЕСКО на базе  университетов из стран «дальнего зарубежья» по следующим направлениям исследовательской деятельности:
1. «Оценка высшего образования в Алжире», Алжир
Деятельность: подготовка докторантов в области высшего образования в свете современных тенденций его развития, практика оценивания результатов университетской подготовки, проведение международных коллоквиумов, публикации по  стратегии улучшения качества подготовки
2. «Сравнительные исследования политики и систем высшего образования», Чили. Область знания: Сравнительная политика и системы высшего образования
Деятельность: компаративные исследования тенденций  трансформации высшей школы в мире
3. «Кафедра по высшему образованию», Китай. Цели: стимулирование и координирование исследований по всем аспектам  глобализированного высшего образования.
Деятельность: изучение политики и затрат на высшее образование, проведение международных коллоквиумов и семинаров по интернационализации в рамках Ассоциации университетов Азии и Тихоокеанского региона
4. «Управление и менеджмент в высшем образовании», Хорватия. Область знания: менеджмент высшего образования
5. «Проблемно-ориентированное обучение в инженерном образовании», Дания, Область знания: инженерное образование. Цель: стимулирование исследований по всему комплексу науки, подготовки и информации  по проблемному обучению  в инженерном образовании
6. «Менеджмент, планирование и обеспечение качества  в высшем образовании», Иран
Цель: изучение развития и оценки формирования политики, планирования и менеджмента в высшем  образовании, институционализация  обеспечения качества и повышение уровня высшего образования путем интернационализации
7. «Качества  обучения и учения в высшем образовании  в условиях  трансформации социальных и экономических систем», Польша
Цель: повысить значимость учебной программы, мониторинг исследований по высшему образованию и науке…
Деятельность: акцент на качество обучения в высшей школе и распространение  методологических знаний
8. «Управление и менеджмент в высшем образовании» [в регионе Юго-Восточной Европы], Румыния
Область знания: менеджмент высшего образования
9. «Инженерия металлургии», Таиланд.   Область знания: Инженерия металлургии
10. «Политэкономия образования и развития», Великобритания.   Область знания: сравнительная политэкономия  образования и развития
Цель: развитие исследований и подготовки в области высшего образования в Европе и мире, координация  публикаций  международных журналов  по  образованию
Деятельность:  предложение курсов  по сравнительному высшему образованию для последипломного обучения …
11. «Сравнительное высшее образование» [в регионе Латинской Америки], Венесуэла.  Область знания: высшее образование.
12. "Развитие учебных программ" , Канада
Цель: выявление  основных элементов  методологии анализа, проектирования и адаптации учебных программ, современные реформы  программ.

Кафедра ЮНЕСКО ИКВО  планирует реализацию  следующих программ повышения квалификации по результатам проведенных исследований:

Компетентностный подход и современные образовательные технологии в реализации систем обеспечения качества высшего образования.

Аннотация: Программа посвящена проблемам выбора и использования разнообразных образовательных технологий, ориентированных на формирование компетенций и достижение заданных результатов образования. Образовательные технологии рассматриваются в программе как основной инструмент реализации компетентностного подхода и обеспечения качества высшего профессионального образования. Предлагаемая программа предназначена для повышения квалификации преподавательских кадров высших учебных заведений и др. заинтересованных лиц, занятых проектированием и реализацией образовательных программ нового поколения, гарантирующих подготовку конкурентоспособных специалистов.

профессор

Борисова Н.В.

Математическое, алгоритмическое и программное (информационное) обеспечение процессов управления качеством профессиональной ориентации и обучения студентов.

Программа рассчитана на повышение квалификации  профессорско–преподавательского состава вузов, сотрудников отделов управления качеством учебного процесса вузов, заведующих кафедрами и директоров научно-исследовательских институтов в составе вузов, аспирантов и специалистов, интересующихся вопросами моделирования и управления сложными социальными процессами в образовании. Сферой применения слушателями полученных знаний и сформированных умений и профессиональных компетенций является: а) образовательная и научно-исследовательская деятельность вуза; б) управление качеством учебного процесса.

профессор

Жуков Д.О.

Международное партнерство в Европейском пространстве высшего образования.

Целью программы является развитие экспертных компетенций слушателей во всех аспектах международной деятельности вузов и научно-исследовательских учреждений, но главным образом – разработка стратегического видения в плане международного межвузовского партнёрства, а также партнёрства российских вузов с другими значимыми «игроками» в Европейском пространстве высшего образования в современных условиях с целью укрепления их конкурентоспособности и повышения социально-экономической эффективности.

Программа предназначена для повышения квалификации проректоров российских вузов по международному развитию и международным проектам, а также начальников и сотрудников международных отделов как организаторов работ по развитию международных отношений между отечественными и зарубежными вузами и научно-исследовательскими учреждениями в контексте мировых, европейских и отечественных тенденций

доцент

Бурукина О.А.

Конкурентоспособность современного российского вуза в Болонском контексте.

Цель программы – приобретение слушателями компетенций, позволяющих им разобраться в современном контексте мировых, европейских и отечественных тенденций национальных и наднациональных систем высшего образования и получить экспертную квалификацию, способствующую выработке стратегии развития конкретного вуза в новых условиях российской реформы высшего образования и Европейского пространства высшего образования для повышения конкуренто-способности и социально-экономической эффективности вуза.

Программа предназначена для повышения квалификации проректоров российских вузов по учебной, научной работе и международным проектам, а также начальников международных отделов как организаторов работ по оперативному функционированию вузов и разработчиков стратегий развития вузов, направленных на повышение конкурентоспособности вузов на отечественном, европейском и мировом рынке образовательных услуг, научно-исследовательских разработок и инноваций.

доцент

Бурукина О.А.

Применение результатов сравнительных исследований в области обеспечения качества высшего образования России и зарубежных стран.

Аннотация. Программа разработана в целях использования зарубежного опыта развития и совершенствования национальных систем управления качеством высшего образования для содействия модернизации вузов России в условиях обострения международной конкуренции на рынке образовательных услуг, обеспечения адекватной подготовки квалифицированных кадров, способных развивать инновационную экономику.

Курс рассчитан на работников органов управления высшей школы, УМО, преподавательские коллективы высших учебных заведений и других заинтересованных лиц, занятых в области обеспечения качества работы высшей школы, совершенствования механизмов его внешней и внутренней оценки, разработки и реализации образовательных программ нового поколения.

 

доцент

Покладок Е.Б.

Международный опыт и межуниверситетское партнерство в развитии Электронного обучения как средства повышения качества и эффективности образования: электронное обучение гуманитарным дисциплинам, иностранным языкам и переводу.

 Аннотация. Данный инновационный курс предназначен для повышения квалификации научно-педагогических работников высшей школы в сфере электронного обучения. Целью курса является освоение слушателями основных закономерностей проектирования и реализации в образовательном процессе компетентностно-ориентированных электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) учебных дисциплин на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ, заданных ФГОС ВПО. В процессе обучения слушатели знакомятся с основными направлениями развития систем электронного и дистанционного обучения, осваивают методические аспекты создания компетентностно-ориентированных ЭУМК, а, главное, реализуют полученные теоретические знания на практике, путем самостоятельной разработки ЭУМК по выбранным ими дисциплинам.

Смирнов Д.В.

Международные аспекты профессиональной деятельности ППС и администрации российских вузов

Целью программы является приобретение слушателями компетенций, позволяющих им заняться созданием собственного портфолио как конкурентоспособных преподавателей и/или научных сотрудников отечественной высшей школы, в Европейском пространстве высшего образования и на мировом рынке образовательных услуг и научно-исследовательских разработок. Программа подразумевает овладение методикой управления собственным профессиональным развитием и карьерным ростом, направленным на укрепление персонального сотрудничества ППС и НПР с зарубежными коллегами и учреждениями в рамках совместных проектов.

 Программа предназначена для повышения квалификации проректоров российских вузов по учебной, научной работе и международным проектам, заведующих кафедрами и директоров научно-исследовательских институтов в составе вузов и членов профессорско-преподавательского состава как активных участников международного сотрудничества и международных обменов, а также достойных представителей российской высшей школы на международной арене.

доцент

Бурукина О.А.

Сотрудники ЮНЕСКО  
Круглов Виктор Иванович
Заведующая кафедрой ЮНЕСКО
Заместитель директора Институт качества высшего образования
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Пугач Виктория Федоровна
доктор социологических наук, профессор
Ворожейкина Ольга Леонидовна
старший преподаватель кафедры Управления качеством высшего образования ЮНЕСКО, УКВО
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Карачарова Елена Николаевна
старший преподаватель кафедры ЮНЕСКО, СИО

Скляренко Анжелика Николаевна
старший преподаватель кафедры ЮНЕСКО, СИО

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Петербург, заседание Комиссии по науке и образованию Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, 22 ноября 2012 г.
Казахстан, участие в роли зарубежного эксперта по программе внешнего аудита в Карагандинском государственном университете им. акад. Е.А. Букетова, 21 – 23 ноября 2013 г.,
Казахстан, участие в роли зарубежного эксперта по программе внешнего аудита в Карагандинском государственном университете им. акад. Е.А. Букетова, 21 – 23 ноября 2013 г.,
 

 
Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

Круглов Виктор Иванович
Заведующей кафедрой
Доктор технических наук

v.kruglov@misis.ru


Контакты кафедры:
методист
8 495 953 54 73
ikvo@misis.ru

Адрес: Москва,
2-й Кадашевский пер., 12, стр.1