Международная деятельность

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Основные направления международного сотрудничества ИКВО:

  • Страны-подписанты Болонской декларации - Сотрудничество в области образования со странами-подписантами Болонской декларации    
  • Государства-участники СНГ - Сотрудничество в области образования с государствами-участниками СНГ

 

Страны-подписанты Болонской декларации

Сотрудничество в области образования со странами-подписантами Болонской декларации   

 

Институт качества высшего образования НИТУ «МИСиС» осуществляет плодотворное сотрудничество со странами-подписантами Болонской декларации по следующим направлениям:

  1. Организация и проведение международных мероприятий: конференций, семинаров, симпозиумов  (ссылка на Ноябрьский семинар в МГИИТ, организованный и проведенный совместно с крупнейшим румынским университетом Spiru Haret Universitatea; ссылка – информационное письмо об июньском семинаре 2013 г.)
  2. Ведение совместных научно-исследовательских проектов с представителями зарубежных вузов и научно-исследовательских учреждений;
  3. Выступление с лекциями в зарубежных вузах;
  4. Разработка совместных учебно-методических материалов (программ, пособий) с представителями зарубежных вузов и научно-исследовательских учреждений;
  5. Участие в международных мероприятиях (конференциях, конгрессах, симпозиумах) с докладами и публикация их в сборниках конференций и пр.;
  6. Подготовка и публикация научных статей в зарубежных журналах;
  7. Подготовка монографических работ и публикация монографий в зарубежных издательствах;
  8. Членство в зарубежных ассоциациях;
  9. Активная работа в составе рабочих групп европейских ассоциаций (напр. EURASHE).
Наиболее важными мероприятиями с точки зрения принятия стратегических решений в рамках Болонского процесса являются встречи Министров образования стран-участниц Болонского процесса, которые проходили: в Праге (2001 г.), Берлине (2003 г.), Бергене (2005 г.), Лондоне (2007 г.), Лёвене (2009 г.). В 2010 году состоялась юбилейная конференция в Будапеште и Вене.

Декларации:
  1. 1998 г. - Сорбонна. В мае 1998 года министры, ответственные за высшее образование во Франции, Германии, Великобритании и Италии, подписали Сорбоннскую декларацию о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования.
  2. 1999 г. -  Болонья. Болонская декларация является ключевым документом Болонского процесса. 19 июня 1999 года министрами образования 29 европейских стран была подписана « Декларация о Европейском пространстве для высшего образования ».
  3. 2010 г. -  Будапешт-Вена. 12 марта 2010 года министрами, ответственными за высшее образование стран – участниц Болонского процесса, была подписана "Декларация о Европейском пространстве высшего образования"

Конференции министров, ответственных за образование и принятых на них Коммюнике:
  1. 2001 г. - Прага. Коммюнике «На пути к европейскому пространству высшего образования».
  2. 2003 г. - Берлин. Коммюнике «Понимание европейского пространства высшего образования».
  3. 2005 г. - Берген. Коммюнике «Общеевропейское пространство высшего образования – достижение целей».
  4. 2007 г. - Лондон. Коммюнике «На пути к европейскому пространству высшего образования: ответы на вызовы глобализованного мира» .
  5. 2009 г. - Лёвен. Коммюнике «Болонский процесс 2020 - европейское пространство высшего образования в новом десятилетии».

Российские документы по Болонскому процессу
Болонский процесс в материалах ИКВО
Институт качества высшего образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» уже более десяти лет проводит системные мониторинговые иccледования реального хода Болонского процесса в Европе, его сильных и слабых сторон, а также связанных с ним вызовов, рисков и противоречий.

Результаты исследований нашли отражения в основных тематических изданиях ИКВО. В указанных работах размещены, помимо аналитических предисловий и докладов научного руководителя проекта, переводы на русский язык практически всех основных официальных документов Болонского процесса:
  • коммюнике конференций министров, ответственных за высшее образование;
  • дискуссионных и итоговых материалов регулярно проводимых международных болонских семинаров, касающихся различных аспектов десяти линий действия Болонского процесса;
  • конвенциальных европейских рамочных норм в части EСTS, ее сущности, функций, оснований для исчисления кредитов и оценочной шкалы (ECTS Users’ Guide, Final Version 2009); Положения о приложении к диплому (Diploma Supplement), принятого Комитетом по Лиссабонской конвенции о признании в 2007 г.; Стандартов и принципов обеспечения качества высшего образования (Standards and Guidelines for Quality Assurance in European Higher Education Area – ESG, 2009); Европейского регистра по обеспечению качества (European Quality Assurance Register for Higher Education – EQAR) и др.;
  • публикаций четырех европейских форумов (2006–2009 гг.), посвященных проблемам обеспечения качества высшего образования, внедрению новой культуры качества, складывающимся в Европе и мире тенденциям в обеспечении качества после 2010 года;
  • исследовательских проектов Европейской ассоциации университетов (EUA) под общим брендом «Тенденции»: Trends I (1999 г.); Trends II (2001 г.); Trends III (2003 г.); Trends IV (2005 г.); Trends V (2007 г.); Trends 2010 (в их итоговых докладах дается глубокий анализ концептуально-методологического, нормативного и инструментально-прикладного развития болонских реформ).

Особый интерес несомненно могут вызвать переводные тексты, относящиеся к сложившимся системам аккредитации программ высшего образования в Великобритании (The Accreditation of Higher Education Programmes, Engineering Council), стандартам Соединенного Королевства в сфере инженерного дела (Chartered Engineer and Incorporated), описаниям предметных эталонов инженерии (Subject benchmark statement Engineering 2006), спецификациям программ на степень (например, Degree Programme Specification 2007–2008 MSci Degrees in Chemistry). Можно также найти аналитический материал с презентаций практики подготовки инженеров общего производства (Ecole d’Ingenieurs de Cherbourg) или Рамочные стандарты EUR-ACE для аккредитации программ инженерного образования (EUR-ACE Framework Standards for the Accreditation of Engineering Programmes Including Template for Publication of Results). Отражен эксклюзивный опыт Национального центра систем управления высшим образованием США (INCHEMS). Включены в одном из изданий «Характеристики выпускников и профессиональные компетенции», в которых несколько органов аккредитации инженерных квалификаций обосновали критерии оценки образовательных программ на основании результатов (Graduate Attributes and Professional Competencies. 13.06.05. Washington Accord, Sydney Accord, Dublin Accord, Engineers Mobility Forum, Engineering Technologists Mobility Forum). Там же опубликован перевод «Примера Аккредитационной системы США, ориентированной на результат» (Past Chair ABET Accreditation Council, Associate Provost for Academis Programs and Graduate Dean, Iowa State).

В материалах ИКВО по Болонскому процессу, собранных в процессе мониторингового исследования, одной из центральных тем является отражение подлинной диалектики становления в Европейском пространстве высшего образования двухуровневой (бакалавр–магистр – до 2003 г.) и трехуровневой (бакалавр–магистр–доктор – после 2003 г.) структуры высшего образования, положительных и проблемных сторон практики внедрения в университетах различных типов, миссий и профилей уровневого ландшафта европейской высшей школы. В материалах представлены примеры «горького опыта и ошибок» и непреходящей критической рефлексии реальных болонских преобразований, носящих по своей природе системный, комплексный и целостный характер, отнюдь не сводимый к структурной декомпозиции одноуровневых длительных программ подготовки специалистов на основе так называемого «примата экономики». В изданиях можно найти различные подходы к разработке бакалаврских и магистерских программ (учебных планов), их многообразные модели, проектируемые и реализуемые в компетентностном (competence-based approach), результат-ориентированном (outcomes-led education; outcomes-based approach) подходах в формате концепции студентоцентрированного обучения (student-centered learning).

В представленных изданиях ИКВО подробно освещены фундаментальные методологические проблемы Болонского процесса, конкретные методические вопросы, приведены «образцы лучшей практики» в области создания компетентностных моделей абитуриентов и выпускников, привлечения для этих целей в роли социальных партнеров вузов представителей бизнеса, формирования социального диалога высшего образования и работодателей, тройной спирали связей «университет–правительство–бизнес». «Это позволит вузам более чутко реагировать на потребности работодателей, а работодателям – лучше понимать образовательный ракурс», – говорится в Левенском коммюнике министров стран-участниц Болонского процесса, ответственных за высшее образование (2009 г.).

Несомненный интерес могут вызвать правила написания (формулирования) результатов обучения на языке компетенций, примеры включения в программы подготовки бакалавров и магистров общих (ключевых, надпредметных, надпрофессиональных, общекультурных) компетенций. В переводимых текстах авторитетные междуна¬родные  дидакты выделяют прежде всего проблемы: 1) развития современной дидактики высшей школы с позиций студентоцентрированного обучения; 2) достижимости конструктивного соответствия педагогических сценариев, компетенций (как результатов обучения) и аттестационных требований (оценочных технологий и оценочных процедур / инструментов); 3) обеспечения переориентации парадигмальной перспективы от преподавания к учению (обучению студентов актуальным навыкам академической работы), когда само преподавание проектируется, исходя из учения как основного вида деятельности студентов (здесь речь идет о смещении «дидактического вектора», которое требует повышения самомотивации и готовности профессорско-преподавательского корпуса российской высшей школы к освоению современных образовательных технологий в широком смысле слова).

Одно из изданий специализировано на исследовании важнейшей проблемы проектирования национальной структуры квалификаций высшего образования, сертифицированной относительно Европейской структуры квалификаций высшего образования (QF–EHEA) и Европейской структуры квалификаций для образования в течение всей жизни (EQF–LLL) в принятом в Европе порядке.

Предполагается, что вхождение России в международное образовательное пространство будет способствовать росту потенциала сравнимости, сопоставимости и совместимости отечественной системы высшего образования, академическому и профессиональному признанию в соответствии с Конвенцией о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (1997 г.), расширению академической мобильности, вовлечению отечественной высшей школы в мировые образовательные процессы, переходу на международные стандарты качества в тех предметных областях, в которых мы идентифицируем свое отставание от них, интенсивному освоению междисциплинарного подхода, установлению органичной связи между образованием и наукой. Поэтому опыт Европы в системной реализации Болонского процесса в его позитивных и негативных проявлениях можно рассматривать как своего рода ресурс для проведения болонских реформ в России: не с точки зрения всегда контрпродуктивного заимствования, но в аспектах их осуществления в широком международном контексте.

Автор: профессор ИКВО НИТУ «МИСиС»
д-р техн. наук - Н.А. Селезнева

Основные «болонские» материалы ИКВО, размещенные в свободном доступе на сайте НИТУ МИСиС.

Публикации
  1. Байденко В.И. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов). – 2-е изд., стер. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2003.  – 128 с.
  2. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. – 4-е изд., стер. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2003.  – 128 с.
  3. Байденко В.И. Болонский процесс: Популярные лекции. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.  – 175 с.
  4. Байденко В.И. Болонский процесс: середина пути. –  М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. – 379 с.
  5. Байденко В.И. Болонский процесс: Бергенский этап. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. – 174 с.
  6. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.  – 111 с.
  7. Байденко В.И. Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ) / Под науч. ред. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.  – 423 с.
  8. Байденко В.И. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) /Под науч. ред. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.  – 211 с.
  9. Байденко В.И. Болонский процесс: на пути к Лондону.  /Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. – 264 с.
  10. Байденко В.И. Болонский процесс: 2007–2009 годы. Между Лондоном и Левеном / Лувен-ла-Невом / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 302 с.
  11. Байденко В.И. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 536 с.
  12. Байденко В.И. Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций (книга-приложение 2) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 220 с.
  13. Байденко В.И. Болонский процесс: концептуально-методологические проблемы качества высшего образования (книга-приложение 3) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 304 с.
  14. Болонский процесс: ГЛОССАРИЙ (на основе опыта мониторингового исследования) / Авт. сост.: В.И. Байденко, О.Л. Ворожейкина, Е.Н. Карачарова, Н.А. Селезнева, Л.Н. Тарасюк / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко и д-ра тех. наук, профессора Н.А. Селезневой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. Байденко В.И. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 352 с.
  15. Бурукина О.А. «Общее мониторинговое исследование основных  тенденций развития Болонского процесса (вторая половина 2010 г. – 2011 г.): Информационно-аналитический доклад. – М.: Институт качества высшего образования НИТУ «МИСиС», 2011. – 82 с.
В принятом в 2009 году  на конференции Министров, ответственных  за образование, Коммюнике «Болонский процесс 2020 - европейское пространство высшего образования в новом десятилетии» в г. Лёвен, были намечены стратегические направления развития Болонского процесса, а именно: социальное измерение (принятие Европейской студенческой конвенции; организация общеевропейских встреч студентов на высшем уровне; проведение международных семинаров и конференций по социальному измерению высшего образования); непрерывное образование (разработка национальных структур квалификаций; усиление роли результатов обучения и структур квалификаций как инструментов мобильности; собрания рабочих групп BFUG по проблемам признания предшествующего обучения; внедрение краткосрочного высшего образования в европейские образовательные системы); трудоустраиваемость / способность к трудоустройству (проведение семинаров по национальным особенностям трудоустройства выпускников-бакалавров в Европе); студентоцентрированный подход и обучающая миссия высшего образования (актуализация проблемы «новые студенты – новые подходы»; созыв международной конференции по активизации освоения студентоцентрированного обучения в вузах); образование, исследования и инновации (приоритетные темы: «высшее образование, предприятия и регионы – партнерство для инноваций и развития»; «уровень мировых стандартов – новая эра во всемирном высшем образовании и исследовательской работе»; «университеты высшего качества – обучение, учение, исследование и работа на общественное благо»; «всемирные инновации в высшем образовании»); международная открытость (организация представительных конференций и семинаров, охватывающих вопросы интернационализации высшей школы, продвижения на всемирные рынки Европейского пространства высшего образования, внешнего измерения университетов Европы); мобильность (анализ проблем транснациональной мобильности бакалаврских и магистерских программ, проведение семинаров по вопросам признания в высшем образовании; выработка новых европейских схем для единства подписей и кодировок; ежегодные собрания сообществ ENIC / NARIC); сбор данных (проведение встреч соответствующих рабочих групп, органов и структур, занимающихся вопросами статистического обеспечения болонских реформ – независимая оценка, данные о реализации Болонского процесса); многомерные инструменты прозрачности (мероприятия по усилению прозрачности Европейского пространства высшего образования; организация международных симпозиумов с повесткой дня: «Качество и прозрачность как сфера взаимодействия между общим, средним профессиональным и высшим образованием»; финансирование (обеспечение финансовой стабильности университетов; приоритет инвестирования в таланты; развитие высшего образования в крупных городах и регионах); обеспечение качества (собрание консультативной группы по всемирному многомерному ранжированию университетов; Генеральная ассамблея Европейского регистра обеспечения качества высшего образования – EQAR; пятая международная конференция IREG по классификации ученых званий; третий ежегодный симпозиум по рейтингам университетов и обеспечению качества высшего образования в Европе); независимая оценка хода Болонского процесса (организация конференции ЮНЕСКО по высшему образованию в европейском регионе; семинар «Размещение Болонского процесса в национальном контексте»; введение в практику обучающих семинаров национальных экспертов; участие в работе Международной ассоциации университетов – IAU).

Автор: Зав. кафедрой Системных исследований образования,
канд. филологич. наук, доцент. Бурукина О.А.
В Болонской декларации 1999 г. указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагалось, будет способствовать единению высшего образования в Европе:
  • введение сравнимых квалификаций (степеней) в области высшего образования;
  • введение двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат – магистратура);
  • введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов), аналогичных ECTS (European Credit Transfer System);
  • отражение  результатов освоения образовательной программы  в общепринятом приложении к диплому, образец которого разработан  ЮНЕСКО;
  • развитие мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;
  • обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов.
С течением времени добавились еще 4 направления и стали  говорить уже  о 10-ти направлениях («линиях») Болонского процесса:
  • внедрение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня);
  • придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение конкурентоспособности европейского образования;
  • реализация социальной направленности высшего образования, его доступность;
  • развитие системы дополнительного образования в рамках концепции « непрерывное образование в течение  жизни».
В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы создания общеевропейского научно - исследовательского пространства,  разработки национальных структур («рамок») квалификаций, трудоустройства (способности к трудоустройству) выпускников вузов.
В Коммюнике конференции европейских министров, ответственных за образование,  принятом 28-29 апреля 2009 г. на конференции в Левене, определены цели нового этапа Болонского процесса, которые включают:
  1. Расширение доступности высшего образования, включая определение каждой страной-участницей Болонского процесса (БП) измеримых целей для интеграции в высшее образование различных социально уязвимых групп;
  2. Реализацию национальных стратегий обучения в течение всей жизни на основе принципов и процедур, сформулированных Европейской ассоциацией университетов в Хартии по обучению в течение всей жизни, и внедрения до 2012 г. национальных квалификационных рамок, сопряженных с рамкой квалификаций для европейского пространства высшего образования.
  3. Формирование в рамках вузовских программ навыков, обеспечивающих занятость выпускников.
  4. Совершенствование качества программ обучения на основе компетентного подхода, в тесном взаимодействии с работодателями.
  5. Совершенствование качества обучения на основе интеграции науки и образования.
  6. Интернационализацию программ и деятельности институтов высшего образования, расширение международного сотрудничества, определение качества трансграничного     образования стандартами, сформулированными в Европейских рекомендациях по качеству высшего образования и сопряженными с Рекомендациями по обеспечению качества трансграничного образования ЮНЕСКО/ОЭСР.
  7. Повышение мобильности до 20 % к 2020 г. на основе внедрения совместных программ, осуществления комплекса практических мер, направленных на улучшение качества информации и инфраструктуры, уровня финансирования, гибкости программ повышения привлекательности карьеры преподавателя и  исследователя.
  8. Совершенствование системы мониторинга и сбора данных, отражающих реализацию основных целей БП в новом десятилетии.
  9. Повышение прозрачности механизмов взаимодействия и выявление наилучших практик сотрудничества.
  10. Приоритетность государственного финансирования для обеспечения доступности и устойчивого развития высшего образования.
С 2010 года особое внимание уделяется аспектам, связанным с глобализацией образования.
Стратегия «Европейское пространство высшего образования в глобальном контексте» выделяет три уровня действий: институциональный, национальный, европейский, – и формулирует рекомендации для двух последних.

 


 

Государства-участники СНГ

Сотрудничество в области образования с государствами-участниками СНГ

 

Институт качества высшего образования НИТУ «МИСиС» осуществляет плодотворное сотрудничество со странами-подписантами Болонской декларации по следующим направлениям:

  1. Организация и проведение международных мероприятий: конференций, семинаров, симпозиумов (ссылка на Ноябрьский семинар в МГИИТ, организованный и проведенный совместно с крупнейшим румынским университетом Spiru Haret Universitatea; ссылка – информационное письмо об июньском семинаре 2013 г.)
  2. Ведение совместных научно-исследовательских проектов с представителями зарубежных вузов и научно-исследовательских учреждений;
  3. Выступление с лекциями в зарубежных вузах;
  4. Разработка совместных учебно-методических материалов (программ, пособий) с представителями зарубежных вузов и научно-исследовательских учреждений;
  5. Участие в международных мероприятиях (конференциях, конгрессах, симпозиумах) с докладами и публикация их в сборниках конференций и пр.;
  6. Подготовка и публикация научных статей в зарубежных журналах;
  7. Подготовка монографических работ и публикация монографий в зарубежных издательствах;
  8. Членство в зарубежных ассоциациях;
  9. Активная работа в составе рабочих групп европейских ассоциаций (напр. EURASHE).
О сотрудничестве в области высшего образования с государствами-участниками СНГ в материалах ИКВО

Одним из главных направлений ИКВО по сотрудничеству в области образования с государствами-участниками СНГ является деятельность международной исследовательской группы (МИГ) которая осуществляет работу над нормативно-законодательными документами стран СНГ, их терминологическим аппаратом, построением глоссариев, определениями терминов и др.

Результаты данной работы отражен в следующих основных изданиях ИКВО:
  1. Образовательное законодательство государств-участников СНГ и стран Балтии. / Составители: Ю.А. КудрявцевЮ И.Ю. Егорова, О.Л. Ворожейкина, В.Ф. Пугач, Л.Н. Тарасюк; под редакцией В.М. Сырых.-М.: Готика, 2003,-528 с. Законодательство об образованияя. Т1,2.  
  2. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. / Под научной редакцией д-ра техн.  наук, профессора Н.А. Селезневой .-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2012.-244 с.

Основная тематика исследования МИГ сосредоточена на проблемах систем и образовательных стандартов высшего образования и стран СНГ, причем исследования проводятся не только в контексте Болонского процесса, но и с учетом  европейских и мировых тенденций в целом.
Логическим продолжением сравнительных исследований образовательных стандартов высшего образования стран СНГ явилась подготовка модельного образовательного стандарта для системы высшего образования государств-участников СНГ.

Концептуальная модель и макет образовательного стандарта высшего образования стран СНГ

Результаты исследований,  направленных на разработку обобщенной модели образовательного стандарта высшего образования  стран СНГ были в свое время изданы в виде публикаций Байденко В.И., В.Ф. Пугач, Н.М. Розиной, Н.А. Селезневой, В.Т. Федина «О возможности построения единого макета образовательного стандарта стран СНГ как динамичной модели нормы качества высшего образования».

Коллектив Международной исследовательской группы принимает активное участие в ряде мероприятий, проводимых в рамках СНГ – конференции, симпозиумы, форумы, семинары. Для повышения эффективности координации деятельности  с представителями стран СНГ были заключены Договора о сотрудничестве:  с Республиканским институтом высшей школы Белорусского государственного университета (республика Беларусь), с Научно-методическим центром высшего образования Министерства образования и науки Украины, с Национальным центром государственных стандартов образования и тестирования Министерства образования и науки республики Казахстан, с Центром проблем высшего и непрерывного образования Кыргызской академии образования.  От Российской Федерации в сравнительных исследованиях систем и образовательных стандартов высшего образования  стран СНГ принимают активное участие представители базовых вузов УМО по различным областям высшего образования, представители научно-педагогической общественности. Деятельность МИГ осуществляется при активной поддержке  Управления Международного образования и сотрудничества Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ.

За период с 2000 по 2012 годы участниками МИГ было подготовлено и опубликовано свыше 20 монографий и сборников, 50 статей, выполнен ряд проектов (научных руководитель – д-р пед. наук, профессор Байденко В.И.) посвященных сравнительным исследованиям образовательных стандартов высшего образования стран СНГ, а также была издана серия национальных аналитических докладов стран СНГ.

Публикации

№ п/п (внутренний № п/п
  1. (211) Байденко В.И., Пугач В.Ф., Розина Н.М., Селезнева Н.А., Федин В.Т. О возможности построения единого макета образовательного стандарта стран СНГ как динамичной модели нормы качества высшего образования. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.  – 40 с.
  2. (279) Международная исследовательская группа по сравнительным исследованиям систем и образовательных стандартов высшего образования государств-участников СНГ. Информационное издание. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.  – 52 с.
  3. (296) Тенденции обновления систем и образовательных  стандартов высшего образования государств-участников СНГ в контексте Болонского процесса: итоговый аналитический доклад / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.  – 159 с.
  4. (355) Тенденции в реформировании высшего образования, развитии стандартизации и образовательных стандартов высшей школы в странах СНГ. Монографический сборник научных статей. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. – 232 с. (Заказ № 828).
  5. (446) Селезнева Н.А. Состояние и перспективы совместной научно-практической деятельности по проблемам стандартизации в образовании государств-участников СНГ: Тр. Международной научно-практической конференции «Проблемы стандартизации в образовании и пути их решения» (Москва, 10–11 ноября 2009 г.). – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2009. – 10 с.
  6. (457) Концептуальная модель и макет образовательного стандарта высшего образования государств-участников СНГ / Авторский коллектив: В.И. Бай­денко (Российская Федерация) – научный руководитель творческого коллекти­ва, В. И. Батюшко (Республика Беларусь), Ш.М. Каланова (Республика Казах­стан), А.Л. Кряквин (Российская Федерация), А.В. Макаров (Республика Бела­русь), В.Л. Петренко (Украина), В.Ф. Пугач, Н.М. Розина (Российская Федерация), Ф.И. Рыскулуева (Кыргызская Республика), Н.А. Селезнева (Российская Федерация), В.Т. Федин (Республика Беларусь). Изд. 2-е стереотип. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 21 с. Заказ №938
  7. (458) Проблемы стандартизации в системах образования стран содружества независимых государств: Тр. Международной научно-практической конференции «Проблемы стандартизации в образовании и пути их решения» (Москва, 10–11 ноября 2009 г.). – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 294 с. (Сборник статей участников конференции) Заказ 939
  8. (459) Проблемы проектирования образовательных стандартов и программ в странах содружества независимых государств: Тр. Международной научно-практической конференции «Проблемы стандарти­зации в образовании и пути их решения» (Москва, 10–11 ноября 2009 г.). – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 300 с. (Сборник статей участников конференции). Заказ 943
  9. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств / Под науч. ред. Н.А. Селезневой. – М.: Институт качества подготовки специалистов, 2012.  – 244 с.

В своей работе МИГ использует социологические исследования, направленные на выявление основных тенденций в развитии стандартизации высшего образования в странах СНГ, изменений связанных с Болонским процессом.
В настоящее время МИГ включает ученых из разных областей знаний: педагогики, экономики, философии, техники, медицины, социологии, искусствоведения и т.д. – всего более 40 человек. Кроме научных работников в группу входят представители государственных органов законодательной и исполнительной власти, органов управления в сфере образования, общественных организаций, представители вузов. Коллектив является  международным, включающим группы исследователей из семи стран: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Украины. Такой состав участников определяет высокий потенциал группы для проведения междисциплинарных международных сравнительных исследований.
В будущем предполагается расширение масштабов исследований проводимых МИГ,  в частности  за счет включения кроме высших, других уровней образования. Также МИГ планирует создание четырех исследовательских групп по сравнению систем и образовательных стандартов общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования стран СНГ.
НИТУ «МИСиС» - базовая организация государств-участников СНГ по вопросам стандартизации в образовании

Базовые организации государств – участников СНГ по сотрудничеству в области образования

Одним из направлений конкретной практической деятельности по формированию единого образовательного пространства стало принятие решений на уровне Совета глав правительств о придании учебным заведениям, институтам, научным центрам государств – участников СНГ статуса базовых организаций

Такой статус придан  учебным заведениям Республики Беларусь, вузам и Институту образования взрослых Российской Федерации.

В соответствии с утвержденными положениями деятельность базовых организаций направлена на подготовку специалистов; разработку образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; осуществление научных исследований; повышение квалификации и переподготовку специалистов; подготовку научно-педагогических кадров; развитие и углубление сотрудничества образовательных и научно-исследовательских организаций; разработку, апробацию и распространение учебно-методических и научно-исследовательских материалов; создание и реализацию проектов, направленных на проведение междисциплинарных исследований; организацию международных конференций и иных мероприятий по проблемам формирования единого (общего) образовательного пространства.

Информация о деятельности базовых организаций государств – участников СНГ по сотрудничеству в области образования:

Решением Совета глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 года статус Базовой организации государств-участников СНГ по вопросам стандартизации в образовании придан Государственному технологическому университету «Московский институт стали и сплавов».

Получение НИТУ «МИСиС» статуса Базовой организации государств-участников СНГ по вопросам стандартизации в образовании, открывает новые перспективы деятельности и для Института качества высшего образования, международная исследовательская группа которого на протяжении более 10 лет занимается сравнительными исследованиями систем и образовательных стандартов высшего образования стран СНГ.

Решение о статусе МИСиС
о придании Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Государственный технологический университет «Московский институт стали и сплавов» статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по вопросам стандартизации в образовании
 
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств РЕШИЛ:

  1. Придать Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Государственный технологический университет «Московский институт стали и сплавов»» статус базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по вопросам стандартизации в образовании.
  2. Утвердить Положение о базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по вопросам стандартизации в образовании (прилагается).
  3. Настоящее Решение вступает в силу с даты подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, – с даты сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении упомянутых процедур.

Совершено в городе Ашхабаде 22 ноября 2007 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.

За Правительство
Азербайджанской Республики
------
За Правительство
Республики Молдова
------
За Правительство
Республики Армения
С. Саргсян
За Правительство
Российской Федерации
В. Зубков
За Правительство
Республики Беларусь
С. Сидорский           
За Правительство
Республики Таджикистан
А. Акилов
За Правительство
Грузии
------
За Правительство
Туркменистана
------
За Правительство
Республики Казахстан
К. Масимов
За Правительство
Республики Узбекистан
------
За Правительство
Кыргызской Республики
Исполняющий обязанности
Премьер-министра
А. Атамбаев
За Правительство
Украины
------

Утверждено
 
Решением Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств о придании Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования
«Государственный технологический университет «Московский институт стали и сплавов»» статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по вопросам стандартизации в образовании
от 22 ноября 2007 года
 
 
ПОЛОЖЕНИЕ
о базовой организации государств – участников
Содружества Независимых Государств
по вопросам стандартизации в образовании
 
I. Общие положения
 
1. Базовая организация государств – участников Содружества Независимых Государств по вопросам стандартизации в образовании (далее – Базовая организация) создается для проведения исследований в области стандартизации в образовании, разработки и апробации образовательных стандартов, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере стандартизации в образовании с учетом задач формирования и развития единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств.
Статус Базовой организации, определяемый настоящим Положением, придается Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Государственный технологический университет «Московский институт стали и сплавов»» (далее – ФГОУ ВПО МИСиС), Российская Федерация, город Москва.
 
2. В своей деятельности Базовая организация руководствуется Уставом Содружества Независимых Государств, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, международными договорами в области образования, заключенными в рамках СНГ, и настоящим Положением.
 
3. Базовая организация осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Советом по сотрудничеству в области образования государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – Совет), центральными органами управления образования государств – участников СНГ, Исполнительным комитетом СНГ и ежегодно информирует Совет о своей деятельности.
 
II. Задачи и направления деятельности
 
1. Основной задачей деятельности Базовой организации является научное, методическое и информационное обеспечение процессов формирования и развития единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств посредством проведения сравнительных исследований вопросов стандартизации в образовании, включая:
изучение, обобщение и распространение положительного опыта стандартизации в системах образования государств – участников СНГ, а также международного опыта;
подготовку рекомендаций, аналитических, информационных и методических материалов по направлениям деятельности Базовой организации;
разработку и апробацию моделей (макетов) образовательных стандартов;
подготовку управленческих кадров и специалистов по вопросам стандартизации в образовании.
 
2. Для реализации задач Базовая организация проводит работу по следующим направлениям:
анализ содержания и развития процессов стандартизации в системах образования государств – участников СНГ, международной практики в данной области образования;
изучение теории и практики разработки и применения образовательных стандартов;
сравнительный анализ образовательных стандартов государств – участников СНГ;
подготовка рекомендаций по сближению методологии стандартизации в области образования, процедур разработки и применения образовательных стандартов государств – участников СНГ;
создание и сопровождение баз данных по стандартизации в образовании государств – участников СНГ, открытых для использования образовательными учреждениями государств – участников СНГ;
содействие обмену информацией об опыте и нововведениях в стандартизации, которые могут использоваться органами управления образования и образовательными учреждениями государств – участников СНГ;
разработка и апробация моделей (макетов) образовательных стандартов;
распространение информации в области стандартизации образования государств – участников СНГ;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров государств – участников СНГ в области стандартизации образования;
проведение совещаний, конференций и семинаров по проблемам стандартизации в области образования;
содействие подготовке и изданию научных трудов, методических, информационно-аналитических материалов по проблемам стандартизации в области образования.
 
III. Права Базовой организации
 
Базовая организация в рамках своей компетенции имеет право:
предоставлять в соответствующие органы отраслевого сотрудничества СНГ материалы и информацию по итогам работы и вносить предложения о деятельности Базовой организации;
запрашивать через органы отраслевого сотрудничества СНГ информацию, необходимую для осуществления деятельности, предусмотренной настоящим Положением;
принимать участие в работе органов отраслевого сотрудничества СНГ при рассмотрении вопросов, относящихся к компетенции Базовой организации;
проводить научные, учебно-методические конференции, семинары, совещания и другие мероприятия;
осуществлять деятельность с участием научно-педагогических работников научных организаций и высших учебных заведений государств – участников СНГ.
 
IV. Организация работы
 
1. Руководство Базовой организацией возлагается на ректора ФГОУ ВПО МИСиС.
 
2. Работа по организации деятельности Базовой организации осуществляется в соответствии с регламентом, утверждаемым руководителем Базовой организации.
 
3. При Базовой организации создается совещательный орган – Общественный совет из представителей образовательных учреждений и научных организаций, рекомендуемых центральными органами управления образования государств – участников СНГ. Положение об Общественном совете и регламент его работы утверждаются руководителем Базовой организации – ректором ФГОУ ВПО МИСиС.
 
4. При Базовой организации могут создаваться и иные совещательные органы, организация подготовки и проведения заседаний которых осуществляется руководителем Базовой организации, а также рабочие группы с привлечением ученых и специалистов из государств – участников СНГ.
 
5. Рабочим языком Базовой организации является русский язык.
 
V. Финансовое обеспечение деятельности Базовой организации
 
1. Финансовое обеспечение деятельности Базовой организации, предусмотренной данным Положением, осуществляется из средств, формируемых за счет:
оплаты заказчиками работ и услуг, осуществляемых в соответствии с договорами и контрактами;
оплаты работ по повышению квалификации, подготовке и переподготовке специалистов;
предоставления информационных и иных услуг;
поступлений от участия в выполнении инновационных программ и проектов в области стандартизации в образовании государств – участников СНГ;
поступлений из специализированных фондов;
добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц в виде финансовых и материальных средств, ресурсов, работ и услуг на совместные образовательные, научно-исследовательские и культурные программы и отдельные мероприятия;
иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
 
2. В качестве взносов Базовой организации также может быть передано оборудование, другое имущество и иная собственность в соответствии с законодательством государств, осуществляющих передачу этой собственности, в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
 
3. Использование средств, уплата налогов и иных обязательных платежей, определяемых нормативными актами Российской Федерации, осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой руководителем Базовой организации.
 
4. Контроль за порядком расходования денежных средств, выделяемых Базовой организации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
5. Финансовые средства, направляемые на обеспечение деятельности Базовой организации, размещаются на лицевых счетах ФГОУ ВПО МИСиС в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
 
VI. Заключительные положения
 
1. В государствах – участниках СНГ, подписавших Решение об утверждении настоящего Положения, в соответствии с межгосударственными соглашениями и национальным законодательством могут создаваться филиалы Базовой организации.
 
2. Решение о прекращении функционирования ФГОУ ВПО МИСиС в качестве Базовой организации принимается Советом глав правительств СНГ по предложению одного из государств – участников СНГ, подписавших Решение об утверждении настоящего Положения, или Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников Содружества Независимых Государств в установленном порядке.

«УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель Базовой организации
государств - участников СНГ по вопросам
стандартизации в образовании,
ректор
Федерального государственного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«Государственный технологический университет
«Московский институт стали и сплавов» (МИСиС)
Д.В. Ливанов
«15» января 2008 г.
 
 
ПОЛОЖЕНИЕ
об Общественном совете Базовой организации
государств – участников СНГ по вопросам стандартизации в образовании
 
 
1.    Общие положения
 
1.1. Общественный совет Базовой организации государств-участников СНГ по вопросам стандартизации в образовании (далее - Общественный совет) создается в соответствии с п. IV-3 Положения о Базовой организации, утвержденного Решением Совета Глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 года.
 
1.2. Членами Общественного совета являются полномочные представители, назначаемые национальными органами управления образованием государств-участников Решения Совета глав правительств Содружества о создании Базовой организации от 22 ноября 2007 года. Основанием для включения полномочных представителей в Общественный совет является письмо органа управления образованием государства-участника. Председатель Общественного совета и Исполнительный секретарь Общественного совета включаются в его состав вне квоты соответствующего государства.
 
1.3. Председателем Общественного совета является руководитель Базовой организации государств – участников СНГ по вопросам стандартизации в образовании - ректор государственного технологического университета «Московский институт стали и сплавов», Заместителем председателя Общественного совета – директор Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МИСиС, Исполнительным Секретарем Общественного совета является сотрудник Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МИСиС, ответственный за международное сотрудничество со странами СНГ.
 
1.4. План работы Общественного совета утверждаются на заседании Общественного совета.
 
1.5. Президиум Общественного совета формируется в составе Председателя Общественного совета, Заместителя Председателя Общественного совета и Исполнительного Секретаря Общественного совета. По решению Общественного совета состав Президиума может быть расширен.
 
1.6. План работы Президиума Общественного совета утверждается Председателем Общественного совета. В период между заседаниями Общественного совета Президиум Общественного совета выполняет функции Общественного совета.
 
1.7. Общественный совет имеет право формировать в своем составе рабочие комиссии, экспертные группы и иные совещательные органы по отдельным направлениям и наиболее сложным вопросам, выносимым на обсуждение Общественного совета. Работа совещательных органов реализуется самостоятельно по отдельным планам работ.
 
1.8. По решению Общественного Совета в его состав могут быть введены члены Совета с правом совещательного голоса.
 
1.9. С правом совещательного голоса в работе Общественного совета могут участвовать представители Исполнительного комитета СНГ и других органов Содружества, а также представители органов государственной власти, заинтересованных министерств и ведомств, вузов и научных учреждений, общественных организаций стран СНГ, в том числе не подписавших Решение Совета глав правительств Содружества о создании Базовой организации.
 
1.10. Финансовое обеспечение деятельности Общественного совета осуществляется Базовой организацией совместно с национальными органами управления образованием государств-участников СНГ.
 
1.11. Рабочим языком Общественного совета является русский язык.
 
 
2.    Организация работы Общественного совета
 
2.1. Общественный совет работает в соответствии с планом и проводит заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
 
2.2. Повестка дня очередного заседания Общественного совета проходит предварительное согласование с уточнением основных докладчиков по обсуждаемым вопросам.
 
2.3. Заседание Общественного совета правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Члены Общественного совета при невозможности участвовать в очередном заседании обязаны заблаговременно уведомить об этом Президиум Общественного совета.
 
2.4. Для организации очередного заседания Общественного совета Исполнительный секретарь Общественного совета совместно с членами Общественного совета, рабочими комиссиями и экспертными группами, создаваемыми с этой целью, осуществляет подготовку необходимых документов и обеспечивает ими членов Общественного совета не позднее, чем за 10 дней до проведения заседания.
 
2.5. Полномочные представители в Общественном совете в соответствии с установленной процедурой голосуют от имени своего государства, имеющего при принятии решений один голос. Решения Общественного совета принимаются большинством голосов делегаций государств, присутствующих на заседании. Члены Общественного совета, не согласные с решением, могут выразить особое мнение, которое вносится в протокол заседания.
 
2.6. Заседания Общественного совета Базовой организации оформляются в виде протокола, который подписывают Председатель Общественного совета и его Исполнительный секретарь. Протокол рассылается членам Общественного совета, в органы управления образованием стран СНГ – участников Решения о придании МИСиС статуса Базовой организации, в Совет по сотрудничеству в области образования государств- участников СНГ.
 
2.7. Решения Общественного совета по отдельным вопросам могут приниматься Президиумом в рабочем порядке после письменного опроса членов Общественного совета. Эти решения включаются в протокол очередного заседания Общественного совета.
 
2.8.Полномочные представители государств-участников СНГ в Общественном совете в установленные Общественным советом сроки информируют Председателя Общественного совета о реализации принятых решений.
 
3.    Организация работы Президиума Общественного совета
 
3.1. Президиум Общественного совета работает в соответствии с планом и проводит заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
 
3.2. Заседание Президиума Общественного совета правомочно, если на нем присутствует более половины его членов.
 
3.3. Для организации очередного заседания Президиума Общественного совета Исполнительный секретарь Общественного совета осуществляет подготовку необходимых документов и обеспечивает ими членов Президиума Общественного совета не позднее, чем за 10 дней до проведения заседания Президиума Общественного совета.
 
3.4. Заседания Президиума Общественного совета оформляются протоколами, которые подписывают Председатель Общественного совета и его Исполнительный секретарь. Протоколы рассылаются членам Общественного совета, а также в Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ.

«УТВЕРЖДАЮ»
 
Руководитель Базовой организации
государств – участников СНГ по вопросам
стандартизации в образовании,
ректор
Федерального государственного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«Государственный технологический университет
«Московский институт стали и сплавов» (МИСиС)
 
 Д.В. Ливанов
 
«15» января 2008 г.
 
Регламент работы Общественного совета Базовой организации
государств – участников СНГ по вопросам стандартизации
в образовании
 
1. Общие положения
 
1.1. Общественный совет Базовой организации государств-участников Содружества Независимых Государств по вопросам стандартизации в образовании (в дальнейшем - Общественный совет) организует деятельность Базовой организации в соответствии с п. IV-3 Положения о Базовой организации, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 г.
 
1.2. Рассмотрение вопросов на заседаниях Общественного совета регулируется Положением об Общественном совете Базовой организации и Регламентом его работы.
 
1.3. Члены Общественного совета могут вносить предложения по изменению и дополнению настоящего Регламента, которые подлежат обязательному рассмотрению на текущем или очередном заседании в соответствии с решением Общественного совета.
 
2. Порядок подготовки вопросов, выносимых на рассмотрение Общественного совета
 
2.1. Основные вопросы выносятся на рассмотрение Общественного совета согласно плану работы, утвержденному в установленном порядке Председателем Общественного совета.
 
2.2. Исполнительный секретарь Общественного совета не позднее, чем за 20 рабочих дней до заседания, сообщает членам Общественного совета проект повестки дня и организует его подготовку.
 
2.3. Информацию о готовности вопросов повестки дня Исполнительный секретарь докладывает Председателю Общественного совета.
 
2.4. В соответствии с повесткой дня формируется список приглашенных на заседание Общественного совета.
 
3. Порядок проведения заседаний Общественного совета
 
3.1. Заседания Общественного совета являются открытыми.
 
3.2. Повестка дня заседания принимается в начале работы Общественного совета открытым голосованием.
 
3.3. Заседания Общественного совета ведет Председатель, либо, по его поручению, Заместитель председателя Общественного совета.
 
3.4. На заседаниях Общественного совета устанавливается регламент для выступающих с докладами и сообщениями.
 
3.5. Обсуждение вопроса на заседаниях прекращается по решению Общественного совета, после чего принимается решение.
 
3.6. Заседание Совета считается правомочным при участии в нем не менее половины его состава.
 
3.7. Решения заседания Общественного совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.
 
3.8. О выполнении принятых решений ответственные лица информируют Председателя Общественного совета или его Заместителя по истечении установленных сроков.
Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru